Воспоминания о школе Софьи Сергеевны Шмуриной, учителя начальных классов (с 1945 г. по 70-е гг.)
«Что я могу написать о себе и Ярковской школе, в которой я проработала около 30 лет? Мой путь учителя начальных классов начался в 1945 году. Именно учителю начальных классов выпадает самое трудное – научить детей понимать, что такое школа, научить читать, писать, считать, тогда как им еще хочется в это время побегать, поиграть. Не всегда имея надлежащие условия для организации учебной и воспитательной работы, мы, учителя, честно выполняли свой долг и те требования, которые предъявлялись нам учебно-воспитательной программой.
Мне посчастливилось работать с такими большими специалистами своего дела как: П.Ф. Соловьева, Л.Е. Козлова, Н.Г. Щеткова, В.Я. Лещинская, А.Ф. Бодрова, - которых я очень уважаю.
Ярковской средней школе везло на руководителей. В разное время ее возглавляли И.Ф. Пастух, Г.Я Сотников, Р.Г. Фольц. Они многое сделали для нормальной работы. На смену им пришли руководители нового поколения (уже наши ученики): Б.В. Колчанов, Л.В. Ростовщикова.
Трудно мне вспомнить всех моих учащихся. В Ярковской средней школе учились мои дочери, которые успешно закончили 7 классов, в дальнейшем получили высшее образование. Они также помнят своих первых учителей П.Ф. Соловьеву и В.К. Пастух, классных руководителей О.П. Виттих и Н.А. Рябкову.
Из писем моих близких друзей и коллег знаю, что сейчас в Ярковской средней школе созданы прекрасные условия для работы учителей и учебы учеников.
Желаю всему педагогическому коллективу плодотворной работы в воспитании подрастающего поколения!»
Из воспоминаний выпускников школы Людмилы Пуртовой и Галины Кузнецовой, окончившей школу с серебряной медалью.
«В Ярковской школе мы учились в 1956-1966 гг., первой нашей учительницей была Татьяна Николаевна Матаева. Школа, где мы учились, находилась по улице Комсомольской. Помнятся большие деревянные парты, из-за которых, чтобы встать, нужно было откинуть крышку. На большой перемене дежурные бегали в «большую» школу за булочками для всего класса.
В последующие годы учились в разных школах, но везде сажали деревья возле школ.
Из учителей, давших основы грамматики, вспоминаем строгую Евфалию Николаевну Попову. Правила учили по памяти, а при подготовке к экзаменам вырезали их из старых учебников и наклеивали в общую тетрадь для лучшего запоминания.
Всегда помнили Зою Александровну Самойлову, а геометрия была любимым предметом. Доказывая теоремы, мы учились мыслить логично и последовательно.
Уроки домоводства Анны Петровны Ванштель запомнились на всю жизнь: манная каша, сваренная на этих уроках, казалась самой вкусной, а сшитые своими руками фартучки и сорочки, были первыми вещами, изготовленными для себя.
Кто скажет, что физкультура – легкий предмет, тот ошибется. По физкультуре лишь у Люды Пуртовой была «пятерка», но зато после школы, при дальнейшем обучении, многие имели эту оценку, потому что сказывалась школьная физическая подготовка. В школе всегда были спортивные соревнования: пионербол, волейбол, баскетбол, лыжи. Часть класса активно участвовала, часть активно «болела».
Каждый год проводились смотры художественной самодеятельности. Классы готовили хор, спортивную гимнастику, танцевальные номера, а с лучшими номерами ездили по деревенским клубам.
Из всех директоров школы за 10 лет вспоминаем Георгия Яковлевича Сотникова, настоящего директора, которого любили, боялись и уважали. Авторитетней его никого не было. По его инициативе колок превращался в парк для народных гуляний: каждому классу выделялся участок, на нем срубали кочки под корень, кустарники вырубали, оставляя только крупные деревья. По краю будущего парка посадили липы.
Помним, когда спросили у Георгия Яковлевича, как назвать пионерский отряд, он ответил: «Авангард» - впереди идущий».
Летом мы, старшеклассники, работали в школьном трудовом лагере за д. Южаково: спали в вагончиках, сами по очереди готовили еду, работали на прополке полей. Всегда работали: дергали лен, заготавливали веники из кустарников и крапивы для колхозного скота, дрова, шефствовали над одинокими пенсионерами, собирали древесную золу, макулатуру. Велись соревнования между классами во всем.
С нами были дежурные учителя. На хороший фильм нас отпускали в Дом культуры.
Школа стала для нас настоящим трамплином для будущей жизни.»
Материал подготовлен на базе архивных документов Ярковского краеведческого музея.
Фото: с сайта http://mouyasosh.ucoz.ru
|